БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ
1003 ГОД: СМЕРТЬ ПАПЫ СИЛЬВЕСТРА II
Папа Сильвестр II к лику святых не причислен и остаётся среди римских пап таким же чужаком, как Иоанн XXIII или Петр.
О, конечно, каждый римский папа считает себя преемником и заместителем апостола Петра, только уж очень разителен контраст между галилейским рыбаком, крайне несдержанным на язык, и разнообразными, но всё же администраторами. Если бы апостол Пётр был похож на кого-либо из римских пап, Евангелие бы лишилось многих замечательных эпизодов - папа римский не выскочил бы за борт лодки, не стал бы предлагать построить на горе преображения дворец для Христа, не требовал бы устроить себе головомойку и уж точно не просил бы исцелить свою тёщу ввиду отсутствия таковой. Ни один папа не отрёкся бы от Христа во дворе первосвященникова дворца, соответственно, ни один бы и не заплакал при крике петуха. Ну, клясться в любви ко Христу - это да, это без проблем, но этого немножечко недостаточно.
Если Иоанн XXIII - белая ворона среди римских пап из-за своей крестьянской добросовести, то Сильвестр II среди римских пап как Галилей среди инквизиторов. Сравнение с Галилеем не случайно, Сильвестр изобрёл телескоп. Об этом редко вспоминают его биографы, которые в основном математики - им важнее, что Сильвестр ввёл в европейскую христианскую культуру индийские цифры (заимствовав их у европейских арабов Испании). "Европейский араб" звучит непривычно даже в наши дни, когда арабов, родившихся в Европе, но ведь испанские-то арабы - европейские. У арабов Сильвестр заимствовал и счёты - абак.
Хронист Титмар Мерзебургский и упоминает, что Сильвестр "устроил солнечные часы и при поверке их делал наблюдения за Полярной звездой, служащей руководством для моряков, посредством зрительной трубы". "Зрительная труба" в оригинале - "fistula", "трубка".
Ничего исключительного в этом нет. Все достижения Сильвестра заимствованы у мусульман, и именно у них в Х веке оптика развивалась стремительно. В Багдаде в 984 году перс Ибн Сал пишет трактат "О зажигательных стёклах и линзах", формулируя закон рефракции, который в Европе открыли только в XVII веке (закон Снелла-Декарта).
Христианские европейцы - современники Сильвестра и последующие средневековые поколения - ещё долгое время отставали от арабов, хотя наследие Сильвестра и стало первой ступенью развития европейской науки в целом. Необразованные люди (то есть, 99% населения) науки боялись, складывали о Сильвестре легенде похлеще, чем о Фаусте, и полагали, что он и знания, и папство получил, потому что продал душу дьяволу. Получивший образование, но недостаточное, кардинал Бенно в 1099 году сочинил, что Сильвестр был некромантом - получал свои знания от мертвецов. Антитворческая психология в живых не верит. Стоит заметить, однако, что никто и никогда Сильвестра не анафематствовал, и вообще - расхожее утверждение из типовых студенческих рефератов, что Церковь "расправлялась с носителями "еретических", с ее точки зрения, взглядов (а усиление "данного богом" зрения –это, несомненно, "происки дьявола")" - яркий образчик того же помраченного сознания, которое видело в Сильвестре чернокнижника.
Те, кто оценил достижения Сильвестра, были восхищены прежде всего тем, что он освободил ученика от рабства у учителя. О планисфере Рихер Реймсский, ученик Сильвестра, писал:
"Настолько удивительным был этот прибор, что даже тот, кто совсем не знал этой премудрости, если ему указывали одно созвездие на сфере, без учителя находил на сфере остальные".
Ровно то же - "без учителя" - потрясло чуть позже, в том же XI веке, когда монарх Ноткер Бальбур изобрёл ноты, освобождавшие певца от рабства у того, кто помнил мелодию.
Хотя для простого человека много важнее, возможно, что с Сильвестра мир перевернулся. Сегодня каждый - каждый! - интуитивно представляет себе землю так, что север - вверху. Именно так была изготовлена планисфера Сильвестра. До этого, да ещё много лет и после этого, вверху всех карт - вверху в головах - был восток, Иерусалим, рай. Переворот посильнее коперниканского - священное перестало быть вершиной.
Сильвестр столько путешествовал, что на его следы можно наткнуться во многих местах Европы. Родился он во французском Орильяке, где ему стоит памятник, но учился в Испании, в монастыре под Барселоной. Преподавал в Реймсе (точнее, создал тут школу - это и был зародыш всех европейских университетов), был епископом и в Равенне, папствовал, натурально, в Риме. Похоронен в соборе Сан-Джованни-ин-Латерано. По странной игре природы (прихоти фортуны, воле Божией) в 2011 году мы с женою начали путешествие по Италии именно с этого собора - он был ближайшим к нашей гостинице. Потом побывали и в Равенне, где был не только Сильвестр, но и его друг-покровитель император Оттон III, оставивший тут покаянную надпись. Причём, в соборе мы укрылись от дождя, а о гробнице Сильвестра говорили в Средние века, что она плачет даже в ясную погоду. В 1656 году Чезаре Распони (1614-1675), каноник Латеранского собора, опубликовал книгу, где вспоминал:
"В 1648 году рыли фундамент для нового левого крыла церкви и при этом нашли тело Сильвестра II в мраморном саркофаге на глубине четырёх метров. Тело хорошо сохранилось, было в полном облачении, руки скрещены на груди, голова увенчана тиарой. Когда наши руки коснулись тела, оно превратилось в пыль, а воздух наполся приятным ароматом благодаря редким веществам, которым было набальзамировано. Не уцелело ничего, кроме золотого креста и перстня с печатью".
Так что теперь за доской с эпитафией Сильвестру нет ничего:
Из-за скверной латыни, на которой написана эпитафия, равно как из-за суеверного отношения к Сильвестру, родилась легенда, что перед Вторым пришествием Христовым кости папы застучат. Незадачливый поэт хотел сказать, что останки подымутся при звуке трубы Судного дня, не более того. Нет, не подымутся ввиду их полного распыления - подымется сам Сильвестр, что, конечно, важнее.
Сильвестр, а вовсе не Эйнштейн, Галилей, Бэкон, Коперник - символ европейской науки и, пожалуй, всей европейской цивилизации. Не по "научным достижениям", а как просветитель, педагог, организатор и человек, страстно открытый всему - просто "всему". Единственное, арабские цифры он позаимствовал без ноля, но ведь надо что-то и потомкам оставить.
А ещё он автор трактата "О Крови и Теле Господних", но как раз этот текст до сих пор не переведён с латыни. Весьма поучительно!
Если же всерьёз - и, возможно, с этого следовало бы начать - то Сильвестр и Оттон первые современные европейцы в том отношении, что у них была мечта. У них было то, что на английском называют "dream" (Мартин Лютер Кинг именно так говорил), а иногда "vision" - "видение". Всё слова-то библейские - праотцы видели ночами образы - видения, сны - которые определили религиозный путь верующих в Бога Авраама, Исаака, Иакова. Сегодня в русском языке говорят "концепция", "проект", "идеал". Это всё ключевые понятия для веры в прогресс, в некое свершение, которое хочет осуществить человек. Когда мы спрашиваем себя, что произошло в Европе на рубеже X и XI столетий, чего не произошло нигде более - так вот это произошло: у людей появилась творческая мечта. Она не была заимствована у арабов, персов, индийцев, византийцев. Она была, несомненно, не только у Оттона и Сильвестра. Она принимала разные формы - для Оттона это было стремление к возрождению Римской империи (исполнилось в виде ООН, ЕС и прочих глобализационных явлений), для Сильвестра - это был стремление к созданию сообщества изучающих, познающих, обсуждающих результаты познания (исполнилось в виде сети научных учреждений и, что важнее, учёных, которых, конечно, меньше, чем научных учреждений). Для крестьян, для ремесленников, для музыкантов это были совсем другие идеалы, видения, мечты - но общим было превращение жизни из повторяющегося потока, то и дело мелеющего, в стрелу, летящую к определённой, хотя и неясной цели. В самом общем виде, это называют "верой в прогресс", хотя слово "прогресс" прозвучало через полтысячелетия после Сильвестра. Эта вера умерла не так давно - в ХХ веке, но некоторое прекрасное чудо заключается в том, что вера в прогресс умерла, а прогресс жив, и это намного важнее.
См. Сильвестр II. Прогресс.